Когда появилась первая косметика и кто ее создал

Косметика в Средневековье

В отличие от жителей Древнего Египта, Греции и Рима, представители средневековой Европы не приветствовали использования косметики, мало того, забота женщин о своей красоте считалась порочным занятием. Только знатные люди в редких случаях, чтобы замаскировать неприятный запах от немытого тела, применяли дорогие духи с очень сильными ароматами.

Годы шли, и красота опять заняла достойное место. Однако принципы макияжа к концу Средневековья все равно не изменились. По словам итальянского философа и теолога Фомы Аквинского: «Прежде всего, женщина должна краситься, чтобы нравиться своему мужу, что убережёт его от греха прелюбодеяния. Но при этом она не должна переступить грань дозволенного и не соблазнить чужого мужчину, искушая его своей красотой».

Так все и было. Дамы из высокого сословия специально отбеливали лицо, т.к. румянец и загорелая кожа считались признаками бедноты и распущенности. Чтобы достичь аристократической бледности, женщины натирали свое лицо, шею и грудь солью свинца и сулемы. Тогда еще и не предполагали, что, постепенно накапливаясь в почках, эти вещества отравляют организм, а кожа старится в 3 раза быстрее.

Но это далеко не все вредительство, на которое шли женщины Средневековья, ради того, чтобы быть красивыми.

Однажды сеньора Тофана изобрела отбеливающую пудру, в ее состав входил мышьяк — сильнодействующий яд, который в малых количествах, в принципе, не так вреден. Своих покупательниц Тофана заботливо предупреждала, что пудру необходимо использовать только в крайних случаях, например при соблазнении любовника. Но женщины не прислушивались к словам сеньоры, поэтому нередко погибали.

Вечерний мейк ап

Вариантами вечернего макияжа является классический дымчатый и ретро стиль со стрелками. Оба они делают внешность выразительной. Для создания smokyeyes губы практически не красят, а вот образ из пятидесятых годов невозможно представить без яркой помады красного цвета.

Мейк ап в стиле ретро представляет собой объемные стрелки и губы красного оттенка

Замечательного эффекта в стрелках можно добиться с помощью лайнера с жидкой текстурой. Подчеркивать глаза необходимо только сверху на протяжении всего разреза, немного выходя за пределы контура, примерно на сантиметр, и уводя кончик вверх. Ресницы стоит закрутить, и нанести тушь с удлиняющим эффектом. На губах будет шикарно смотреться красная помада или блеск того же тона.

Сексуальная революция

1960-е стали временем вторжения контркультуры, появления противозачаточных средств и сексуальной революции. Это было десятилетие перемен: под влиянием поп-арта на авансцену вышла свободная женщина с яркими глазами (хотя ещё по опросам 1957 года большинство респонденток не пользовались тенями).

Девушки, следуя моде, рисовали стрелки, использовали яркие тени и накладные длинные ресницы для создания «кукольного» распахнутого взгляда; помада осталась в прошлом. Тогда же появилась тушь с новым составом и аппликаторами — её наносили максимально густо, в несколько слоёв.

Культовым стал образ Твигги — британской супермодели и актрисы. Она наклеивала несколько комплектов накладных ресниц и дорисовывала их на нижних веках. Влияние девушки на моду было огромным. Она рекламировала накладные ресницы Yardley, одна из коллекций которых вышла под рекламным слоганом: «Как вы думаете, что сделало Твигги той, кто она есть сегодня? Её глаза, не так ли?».


Анжелика Хьюстон с макияжем в стиле Biba, 1973 г. и Твигги. (pinterest.com)

Компания Biba в Лондоне значительно увеличила палитру оттенков, ввела монохромную упаковку и двусмысленные названия продуктов для поддержания общей игривой стилистики. Например, тушь Bring Back the Lash («возвращение ресниц»; игра слов: lash — также и «удар хлыстом»). В 1972-м бренд выпустил первую в истории коллекцию макияжа для женщин с тёмной кожей, а также первый предложил клиенткам возможность протестировать косметику перед покупкой.

В 1970-е уже нельзя было говорить о едином тренде. Этому способствовало и формирование полярных субкультур: хиппи и панков. «Дети цветов» предпочитали естественность, природные тона, с одной стороны, яркие тени и этнические мотивы, — с другой. Панки же рисовали чёрные стрелки, красили губы в чёрный или зелёный, стали популяризировать мужской макияж.


Йоко Оно и Сьюзи Сью. (pinterest.com)

Мужские прически в Китае. Китайские стрижки на короткие и средние волосы

Многие знаменитости выбрали для себя мужские китайские стрижки от шипов и до стрижек на среднюю длину волос. Выбор таких стрижек огромен:

  • шипованный стиль. На протяжение многих лет волосы стилизованные под острые шипы были очень популярными, благодаря аниме — шоу. Такие прически не ограничиваются возрастом, и любой мужчина азиатской внешности может себе ее позволить;
  • верхний конский хвост. Для этого достаточно просто выбрить височно – боковые зоны, а верхние пряди подтянуть в конский хвост;
  • китайский Fade. Эта стрижка пользуется успехом у всех возрастов. Она лучше всего подходит для тонких и средних волос. Для того чтобы волосы на макушке продержались весь день в нужной форме, следует пользоваться сильным гелем для волос;
  • волосы зачесанные назад. Такие прически всегда формируют у азиатских мужчин пронизывающий скользкий взгляд. Эта стрижка напоминает стиль прошлых десятилетий. Азиатские волосы, прямые и мягкие, идеально подходят для этой модели стрижки;
  • Long Top с выбритыми боками. Такая стрижка относится к одной из самых модных. Ее можно носить и в тренажерный зал и в университет;
  • молодым людям, предпочитающим классический стиль, подойдет стрижка боб и паж;
  • Punky. Это креативная азиатская стрижка, которая предусматривает помимо укороченных волос на висках окрашивание верхних прядей в яркие цвета.

Макияж 20х годов

Это именно то время, когда появился тот самый образ дерзкой, сексуальной и независимой женщины-вамп. В эти годы вся прекрасная половина  Америки, символизируя эмансипированность, отстригла себе волосы. Было принято декорировать прическу эффектными повязками и ободками, тем самым создавать неповторимый, роскошный образ.

Макияж в 20е годы так же приобрел краски и стал более насыщенным. Одновременно делали акцент на глаза и на губы:

Глаза подводили подводкой интенсивного цвета (черная, ярко-синяя, фиолетовая или изумрудная) и интенсивно накладывали тушь;

Помада наносилась  ярких красных оттенков, губы приобретали форму знакомого нам «лука купидона». Помада наносится не на все губы, а только на центральную их часть, придавая губам форму сердца. Брови превращаются в тонкую линию, покрашенную в черный цвет с опущенными вниз  кончиками.

Яркие представительницы этой эпохи: Глория Свенсон (звезда Голливуда), Пола Негри (актрисса), Клара Боу (актрисса и секс-символ 1920х годов).

Сценический

Сценический макияж отличается от всех тем, что здесь нет запретов. В отличии от повседневного или свадебного в таком мейк апе позволено выделять все. Для сцены же этот вариант идеален, можно делать и выделять брови, губы, глаза, щеки как пожелаете, чем ярче, тем лучше. Обязательно нужно сделать большие и густые ресницы. В свете софитов может выделяться или пропадать ваша личность. Романтический 

Собираясь на свидание девушка всегда хочет выглядеть на все 100%. но в тоже время нежной и естественной. Для такого вечера к вашему образу подойдет романтический макияж. Он должен быть естественным и необыкновенным. Тона теней должны быть светлые, сюда подойдет лиловый, бежевый или нежно розовый тон. Самое главное в романтическом макияже, что следует выделить, это конечно же губы. Для таких случаев лучше использовать яркие цвета, красный или коралловый например. 

Прически Древней Японии. Прически древней Японии

Прически Древней Японии поражают своей оригинальностью и сложностью. У японцев от природы черные волосы, цвет которых они никогда не изменяли.Все прически отличались необыкновенной аккуратностью исполнения. Поражает чистота волосяных бантов в нарядных высоких женских прическах. Силуэты прически мужской и женской для всех слоев населения были однотипны.

Богатые японцы пользовались услугами парикмахеров. Процедура причесывания длилась несколько часов и стоила дорого. Мужские прически делали из полудлинных волос, поднятых вверх в виде небольших башенок. Женские прически напоминали экзотические цветы.

Прическа императора и знатных мужчин представляла скрученные в жгуты волосы, уложенные на макушке в пучки. Иногда на них надевали небольшие бархатные или шелковые мешочки.Распространенной мужской прической среди знати была так называемая «прическа самурая». В этой прическе волосы с теменной части сбривали, а волосы с висков и затылка поднимали вверх и свертывали жгутом, который пропускался сквозь небольшой футляр. Для футляра использовали бамбуковые палочки, позолоченный картон, парчу. «Хвост» укладывали на темени.Лица чисто выбривали, только в старости отпускали усы и бороду.

С появлением путешественников из Европы символом европеизации Японии стала прическа дзангири  — коротко остриженная голова. Она сменила  теммагэ  (бритые лбы и пучки на затылке) -прическу, которую носили мужчины в феодальные времена.В детских прическах волосы на голове выбривались, оставлялись только небольшие кружки над висками. Эти волосяные пряди у основания связывали лентами, шнурами, резинками.

Женские прически состояли из нескольких элементов. Для устойчивости в высокие прически подкладывали бархатные валики, подушечки, применяли овальные гребни, на которые наматывали волосяные пряди.

Мастера часто подкладывали в волосяные петли легкий картон. Законченную прическу покрывали растопленным маслом или воском, чтобы волосы блестели.

Для сохранения прически голову на ночь клали на специальные деревянные подставки, вернее, подголовники, наподобие тех, которыми пользовались индейцы. Прическа оставалась на весу. Прически выполнялись из естественных волос, но знатные дамы иногда использовали парики.

Парики также были многоярусны. Обычно нижний ярус от верхнего отделяли шелковым шарфом или большим гребнем. Женщины низших слоев также носили высокие прически, но в упрощенных вариантах. Банты и петли были меньших размеров и не так богато украшены.

Прически гейш выполнялись наиболее тщательно. Гейшами называли свободных, образованных, красивых женщин, которых приглашали на банкеты, приемы, чайные церемонии в качестве своеобразного украшения. Они были умны, музыкальны, пластичны, владели искусством стихосложения и каллиграфии.Существовала прическа, которую носили только гейши: затылочные волосы образовывали напуск, при этом шея была обнажена, стойка воротника значительно отставала от шеи.

Отличием также служили воткнутые в прическу шпильки с крохотными веерами на конце, бумажные цветы. Монахини брили головы, так как религиозные обычаи требовали принесения в жертву волос. Девочки носили косы.

Прощайте, 1950-е!

1950-е требовали от женщин безупречности: макияж должен быть ежедневным ритуалом, делай его, пока муж спит; никогда не распускайся, всегда улыбайся и радуй глаз, носи каблуки и укладку даже дома. Но в 1960-х эта безупречность стала раздражать. Помните этот момент из сериала Mad Men: Бетти Дрейпер хочет вернуться из домохозяйского болота в модельный бизнес и приходит на кастинг для рекламы Coca-Cola? Она, живое воплощение 1950-х, клон Грейс Келли — многослойные юбки, тщательно уложенные светлые локоны, — на фоне стильных конкуренток с короткими стрижками выглядит глубоко несовременной и очень несчастной.

Обувь в Древнем Китае. Обувь. Формирование изящных ножек в Древнем Китае

Есть такая поговорка «Две маленькие забинтованные ножки и большой чан слёз», отражающая процесс формирования маленьких женских ножек, считавшихся в Древнем Китае очень красивыми, а также являвшихся признаком принадлежности к знати. Истоки китайского «бинтования ног», как и традиции китайской культуры в целом, восходят к седой древности, с X века.

Формировать маленькие ножки начинали с 4-5-летнего возраста. Весь процесс длился 3-4 года. Перед тем, как начать бинтовать ноги — девочкам ломали все пальцы ноги, кроме большого, а также ближние к ним кости. После этого стопы парили в горячей воде, а затем сразу, пока они ещё не остыли, загибали вниз под смазанную квасцами стопу, 4 пальца, оставляя только большой палец, и крепко заматывали стопу, фиксируя пальцы в таком положении. После нескольких лет таких процедур, стопа становилась маленькой и приобретала треугольную форму, часто не давая возможности ходить в будущем…читается, что такая «мода» появилась во время правления императора Ли Юй (937-978 гг.) династии Южной Тан. Ли Юй был очень утончённой натурой. Он был художником и писал стихи, он также является одним из самых известных в Китае авторов любовной лирики. Императору особенно нравилось любоваться на то, как его наложницы танцуют на лотосе, сделанном из золота. Так как лотос был небольшим, то танцовщицы обматывали стопы белой шёлковой тканью и танцевали на носочках только с загнутыми внутрь пальцами ног. Император считал, что их движения, таким образом, становились особенно грациозными и красивыми.

Maybelline

Однажды молодой фармацевт Томас Уильямс застал свою сестру Мейбл за странным занятием: девушка смешивала вазелин с угольной пылью. Оказалось, Мейбл собиралась нанести этот коктейль на ресницы, чтобы выразительным взглядом покорить сердце соседского паренька.

Томас оценил находку сестры – смешав ингредиенты в своей лаборатории, он окрестил получившуюся массу «Lash-Brow-Ine» и попробовал запустить продукт в продажу. Но скоро стало понятно, что с таким названием далеко не уедешь.

Тогда Уильямс нашел простое и элегантное решение проблемы – он скрестил имя своей сестренки со словом вазелин. Получилось Maybelline.

В 1917 году Томас придумал уложить тушь в компактную упаковку и снабдить её маленькой щеточкой для равномерного нанесения. Теперь любая женщина может позволить себе «первую современную косметику для глаз на каждый день», — гласила реклама. И Уильямс не лукавил – его «Мейбелин» стоила всего 10 центов за штуку.

В 20-е гг компания расширила ассортимент выпускаемой продукции. Словом «Мейбелин» стали называться тени для век, а также карандаш для глаз и бровей.

Очередной технологический прорыв произошел уже после смерти создателя фирмы. В 1971 году компания Maybelline подтвердила свой статус «главной по глазам» в косметической отрасли. На прилавках магазинов появилась Ultra Lash – первая в мире тушь со спиралевидной щеточкой в карандашном футляре.

Подобно Фактору, Уильямс перебрался поближе к Голливуду и развернул масштабную рекламную кампанию с участием звезд экрана. Так фирма обеспечила себе стабильный рост дохода на несколько десятков лет вперед.

Свадебный макияж

История макияжа как искусства украшения лица насчитывает не одно тысячелетие. Уже жительницам Древнего Египта был известен порошок по своим свойствам напоминающий пудру, с его помощью они маскировали мелкие недостатки на лице.

Авторство первого сборника рецептов красоты принадлежит царице Клеопатре. Однако во многом искусство нанесения макияжа долгое время оставалось привилегией жрецов. Они использовали его для проведения торжественных церемоний, к которым относилось и бракосочетание. Ярко подведённые глаза и губы были отличительной чертой египетской невесты.

гречанки стали подводить глаза и брови, красить губы, пользоваться белилами и даже осветлять волосы

Кожа становилась алебастровой, но белила производились на основе свинца, поэтому здоровья они не прибавляли.

В древнем Риме впервые стали производить лечебную косметику на основе трав, молока и кисломолочных продуктов. Римлянки в совершенстве освоили процедуру осветления волос:

Римские невесты уже могли пользоваться целым арсеналом средств для украшения своего лица. Белила на основе свинца и мёда, пудра, румяна из панциря пурпурных улиток, тени, например, из толчёного малахита, помада из киновари, смешанной с жиром, сурьма для окраски бровей и ресниц. Да, невеста была во всеоружии, но декоративная косметика была очень токсичной.

Признаком аристократичности служило бледное лицо, поэтому свинцовые белила использовались очень активно, хотя и быстро старили кожу. Эталоном красоты считалось отсутствие бровей и завышенная линия роста волос. Смесь для их удаления делали на основе негашёной извести.

Невеста эпохи Средневековья выглядела нарядно только за счёт богато украшенного платья, макияж на её лице отсутствовал. Белила потеряли свою актуальность в XVII веке после перенесённой Европой эпидемией чумы. В моду стали входить румяна.

XVIII век ознаменовался обильным использованием косметики. Пудра, румяна, помада, чёрная краска для бровей и ресниц, мушки из бархатной ткани, накладные брови из соболиных шкурок. Всё это нашло отражение в свадебном макияже. Под несколькими слоями грима невеста выглядела слишком раскрашенной.

бледное лицо, чёрные насурьмлённые брови и нарумяненные щёки

Только в XIX веке вернулась давно ушедшая мода на естественность. Косметика стала более натуральной, а гигиенические процедуры – ежедневными. Прекрасно иллюстрирует образ невесты этого времени произведение Василия Пукирева «Неравный брак». Милое лицо практически лишено следов косметики.

В моде были тонкие брови, тщательно растушёванные румяна, тёмные тени, неяркие губы, лёгкий загар. В 50-х годах появилась профессиональная тональная основа в цвет оттенка кожи. 70-е подарили миру средства для автозагара, 80-е ознаменовались триумфом перламутра в макияже. Все эти новшества находили отражение и в образе невесты.

Современные тенденции в макияже, особенно свадебном, направлены на использование качественной косметики, которая не принесёт вреда нежной молодой коже.

  1. Используйте профессиональную косметику. Предстоит долгий день, нужно быть уверенной, что тушь не потечёт, тени не скатаются, тональная основа не даст лишний блеск.
  2. Не стоит экспериментировать и создавать слишком яркий образ. В нём может быть некомфортно, а это сразу будет видно на фотографиях. Тем более что невеста ассоциируется с нежностью и женственностью.
  3. Не используйте слишком много блеска, можно добиться обратного эффекта. На фотографиях обилие блёсток на волосах можно принять за пыль или перхоть, губы потеряются за переливами блеска. Пудра со светоотражающими частицами не рекомендуется для фотосъёмки со вспышкой.

Обязательно при нанесении тональной основы нужно учитывать особенности строения лица, чтобы оно не получилось плоским.
Не делайте больше двух акцентов. Не выделяйте всё сразу, иначе нежный романтичный образ исчезнет без следа, оставив в кадре только раскрашенное изображение.
Если вы хотите посетить косметолога, сделайте это не позже, чем на неделю до торжества.
И наконец, доверьтесь профессиональному визажисту и сделайте сеанс пробного макияжа с учётом будущей причёски и платья, чтобы учесть все возможные нюансы.

Средневековье

Средние века, как мы знаем, послали к чертям, весь тот прогресс, который был заботливо создан до них. Религия, которая правила в те времена, делала упор на натуральную внешность и красоту человеческой души.

Однако придворные дамы выбеливали лицо и выбривали линию лба, делая ее ужасно высокой. Модными бровями были — полностью выщипанные. А тушь для ресниц была не нужна — ресницы подлежали уничтожению. Подобное бьюти-решение появилось не на пустом месте. Широкий лоб и «лысые» брови — признак аристократизма. Не трудно догадаться, что так изощрялись исключительно придворные дамы и делали это с особым усердием. Имело место здесь и религиозная подоплека — ухудшаем тело, заботимся о душе.

Пудра для лица, как главное косметическое средство каждой придворной дамы состояла из интересных компонентов. Бестселлером и мастхевом была пудра для лица из мышьяка, которая медленно, но уверенно отравляла организм тогдашней красавицы.

2000-е годы: бронзер, пышные ресницы и перламутр

Эталон красоты — Britney Spears

В моде смуглая кожа и блёстки. Перламутр был повсюду: тени, помада, тушь для ресниц и лак для ногтей. Дженнифер Лопез вводит в моду густые ресницы из натурального меха лисы.

Производители туши для ресниц выпускают продукты со специальными волокнами и кистями, добавляющими ресницам длину. Хитами продаж становятся кондиционеры для ресниц, обещающие быстрый рост и густоту ресниц.

Лишь в конце 2000-х годов на смену блёсткам и загару приходит нюдовый макияж. В моду входит натуральная минеральная косметика и тональные средства с полупрозрачной текстурой.

Вот так менялся макияж каждые десятилетия на протяжении ста лет с 1900 года.

Колыбель косметики

«Белую глину, сметану, сок лимона и мед смешайте в равных пропорциях (по одной чайной ложке). Наложите маску на лицо на 15-20 минут. Смойте сначала теплой, потом холодной водой. Такая маска не только делает кожу мягкой и эластичной, но и очищает и отбеливает ее». Таков один из секретов красоты Клеопатры, взятый из справочника «О лекарствах для лица». При жизни царица в совершенстве владела искусством продления молодости, за что по праву получила имя «красавица Нила». Но не только Клеопатра любила украшать себя косметикой, многие египтяне прибегали к макияжу, чтобы стать моложе и красивее.

При раскопках в Египте археологи обнаружили первые компоненты декоративной косметики — краски из сурьмы, сажу для век, кремы и благовония. В пирамидах и гробницах найдено множество коробочек, пузырьков и баночек с различными мазями и порошками.

По словам специалистов, чтобы предотвратить появление седины, жители Древнего Египта использовали жир черных змей, яйца ворон и сорок, а также кровь черных быков. С помощью мазей из рыбьего и львиного жира, порошков из ослиных копыт они укрепляли волосы. Соли свинца, содержащиеся в черной краске для глаз, считались отличным средством для стимуляции иммунной системы, т.к. повышали сопротивляемость организма к глазным и кожным болезням. Сама Клеопатра для косметологических процедур чаще всего использовала растительные продукты, такие как авокадо, айва, миндальное, оливковое и кунжутное масла, абрикос, мед, травы, глину и молоко.

К слову, любовь египтян к косметике была очень сильной. Даже священным животным, в храмах, они умудрялись пририсовать круги вокруг глаз фосфоресцирующими красками, а статуям делали яркими глаза, заполняя радужную оболочку прозрачным кварцитом.

Из Египта косметика проникла в Грецию, а затем и в Рим. У греков особенно ценились красивое лицо и фигура. Там активно изготовлялись природные средства, усиливающие внешний облик представительниц прекрасного пола. Жительницы Эллады использовали бобы в качестве пудры, губную помаду делали из кошенили, тушь для ресниц — из сажи. Стоит отметить, что именно в Древней Греции появилась специальная профессия — космет. К этому специалисту обращались за помощью люди, имеющие так называемые косметические недостатки.

Настоящего же своего расцвета искусство красоты достигло в Древнем Риме.

Знаменитые поэты Овидий и Гораций в своих произведениях рассказывали о косметических рецептах и ухищрениях, к которым нередко прибегали римлянки для усиления и поддержания своей красоты. Так, для маскировки возрастных изменений использовался специальный грим: пудры, румяна, кремы. Жена императора Нерона — Поппея Сабина — постоянно купалась в молоке ослиц, эта процедура делала кожу мягкой и свежей.

Самый модный образ 1960-х

Это было вдохновляющее десятилетие в макияже: акцент теперь делается на глаза, их визуально увеличивают и округляют. Брови немного приподнимают над линией их естественного роста и подводят карандашом своего оттенка или чуть темнее. Эталонными считаются брови Жаклин Кеннеди — густые и широкие. Недосягаемо прекрасными — брови Элизабет Тейлор. Софи Лорен придумала направлять хвостики бровей вверх, укладывая их мылом: взгляд получался уверенным и дерзким.

Фото: Софи Лорен, 1962

Из кино в массы пришли накладные ресницы, которые девушки клеили и на верхнее веко, и на нижнее. Широкие стрелки — отчасти следствие этой моды: они скрывали ленту и клей. Сначала в Лондоне, а потом в Париже и США подводка для глаз становится главной в косметичке.

Фото: Твигги, 1967

Одни модницы рисовали стрелку в складке верхнего века и растушевывали ее почти до незаметности. Другие растушевывали, но слегка и соединяли со стрелкой, прорисованной вдоль линии роста ресниц. Стрелки вообще были очень важны в жизни девушки. Модель Патти Бойд выпустила в модном журнале обстоятельную колонку о том, как их рисовать.

Фото: Патти Бойд, 1960-е

Модный макияж 1960-х был немного избыточным, оставлял ощущение «девочка накрасилась маминой косметикой»: наивно, мило, трогательно.

Фото: тьюториал Патти Бойд; реклама помады Revlon, 1960-е

Мэри Куант первой начала выпускать для этого макияжа полупрозрачные атласные помады: светло-розовые, персиковые и даже белые. Отчасти это дань 1920-м — тогда весь макияж тоже работал на глаза. Revlon и Max Factor подхватывают и развивают новый тренд на полупрозрачную светлую помаду. Выходили палетки помад в наборе с кистью: розовые, бледно-персиковые, бледно-бледно-персиковые, белые.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Монтис бар
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: